Томики айкидо в Санкт-Петербурге
соревновательный стиль
традиционного японского искусства
  
 
:: Правило соревнований в Томики айкидо для судей.

С целью повышения уровня воспитания, сихан Кэндзи Томики первый директор данной ассоциации, провёл переформирование айкидо, в результате чего и родилось айкидо с соревнованиями. Учитывая вышесказанное и уделяя большое внимание развитию ценного народного искусства, сихан указал на необходимость не только прежней тренировки приёмов, но и на соревнования «рандори-хо», которые дают возможность бороться друг с другом по своей воле. «Рандори-хо» имеет важное значение не только с технической точки зрения, (учитывая, что и техника не могла достичь высокого уровня, не используя соревнований), но и с моральной, то есть, способствует развитию благодаря преодолению душевного напряжения. А потому на соревнованиях необходимо помнить вышесказанное, и не уделять внимание только выигрышу. Для сохранения такого духа данное правило является минимальным.

Площадка для поединка

• Это прямоугольник с катетами 9.09 метров («5 кэн» по японской мере), на которую настилаются 50 «татами».
• В центре площадки проведены две стартовые прямые линии, между которыми 3.64 метра («2 кэн»).
• Для зоны безопасности вокруг площадки более чем в 1.82 метра («1кэн») настилаются «татами». Площадка чётко выделяется. Костюм
• Боец должен быть одет в «доги», установленные данной ассоциацией, и завязать красную или белую ленту поверх пояса.
• Данная организация признаёт такие «доги», которые соответствуют следующим условиям:
• Кимоно «доги» должно быть такой длины, чтобы покрывать бёдра при завязанном поясе.
• Рукава свободны, и их длина должна быть чуть ниже локтя.
• Штаны «доги» свободны, и их длина ниже середины икр. (г) Пояс повязывается соответствующим способом так, чтобы не распахнулись «доги» и его длина должна быть такой, чтобы концы пояса равнялись 15 сантиметрам от узла.
• «доги» должны быть чистыми, и отремонтированными.

Порядок поединка

1. Время поединка
Поединок состоит из двух раундов, каждый из которых длится полторы минуты.
2. Начало, перерыв, окончание поединка
• Участники стоят у линии друг против друга, одновременно отдают поклоны друг другу. При этом команды занимают место следующим образом: по правую руку от почётного место («сёмэн»)— красная («ака»), по левую— белая («сиро»).
• Поединок начинается по команде судьи («сюсин») — «хадзимэ» (начинайте!), прерывается по команде — «матэ» (подождите!), и оканчивается по команде— «ямэ» (прекратить!).
• Когда окончился или прервался поединок, бойцы сразу возвращаются на линии и ждут указание «сюсин».
• После объявления победителя («хантэй») судьей, бойцы кланяются друг другу, и уходят с площадки.
3. Форма поединка
• Бойцы поединка соревнуются в нападении и защите по определённой технике: «цуки-ваза» (атака «танто») и «тосю-ваза» (защита без оружия), один из которых держит в руке искусственный мягкий нож («танто»), а другой— голыми руками («тосю»).
• Разрешается использовать «танто» из губки, который утвердила ассоциация.
• Во втором раунде поединка бойцы меняются ролями.
• «Танто» можно держать в любой руке, но нельзя перекладывать «танто» из одной руки в другую во время боя. Но это разрешено только тогда, когда бойцы возвращаются за свою линию по приказу судьи.

«Ваза» (искусство) поединка

Семнадцать приемов «тосю-ваза» бойца с голыми руками («тосю-гава»), утверждённых в книге "О соревнованиях айкидо" Кэндзи Томики 1978года издательства: пять приёмов «атэми-ваза» (приём удара), девять приёмов «кансэцу-ваза» (приём сустава) и три приёма «уки-ваза» ( приём поднятия). Бойцу с «танто» можно использовать только приёмы для атаки «цуки-ваза» и пять «атэми-ваза» для зашиты.

Оценки «тосю-ваза»

• Оценки: «иппон», «ваза-ари», «юко»— определяются на базе таблицы, расположенной в конце этого текста.
• Все приёмы (включая «цуки-ваза»), которые исполнялись после того, как один или два из бойцов уходили с площадки, не оцениваются («муко»). «Муко» считается в случае, когда боец вышел за черту площадки обеими ногами.
• Оценка присуждается тому бойцу, который быстрее успел использовать приём. Например, если первый боец выполнил приём, заслуживающий «юко», и вслед за этим противник использовал тот же приём, или же ещё выше чем на «юко», то действие второго бойца не засчитывается («муко»).
• Когда боец выполнил беспрерывно разные приёмы, заслуживающие больше чем «юко», ведётся в счёт только один, высший из них. Техника ответных ударов («каэси-ваза»)
• В «каэси-ваза» используют пять «атэми-ваза». Когда бойца с «танто» ухватили за руку, держащую «танто», он имеет право выполнить «атэми-ваза» любой рукой (включая запястье). Если его схватили за свободную руку, тогда ему нельзя использовать руку с оружием.
• «Каэси-ваза» разрешено использовать бойцу с «танто» лишь тогда, когда противник конкретно ухватил бойца с «танто» за руку, а не когда только прикоснулся или только собирался схватить его за руку.
• Когда бойца с «танто» схватили за руку или какую-нибудь часть тела (кроме головы и ног), тогда для защиты он должен использовать только «тэгатана» (в случае руки с «танто»— запястье), или же передвижение («идо-рёку») с целью лишения противника равновесия.

Оценки «цуки-ваза»

1. Когда боец выполнил «цуки-ваза», соблюдая условия следующих пунктов, его приёмы засчитываются.
• Атакующий должен попасть в грудь, живот, спину и бок (от подмышек до пояса, не включая пояса) при опущенных или прижатых к телу руках то же самое.
• Боец с «танто» после выполнения приёма должен принять «сидзэн-тай»: спина прямо и бёдра не двигаются.
• Боец должен ударить противника «танто» под прямым углом. Но, когда противник потерял «сидзэн- тай» или лежит, то это условие не обязательно.
• Безопасная атака прежде всего. Удары, при которых прикасается кулак— запрещены, но если во время атаки противник не посторонившись приблизился, то это не обязательно.
2. Если боец с «танто» атакует, обойдя преграду созданную руками противника («маваси-дзуки»), выполняя все условия пункта (1), то его действие оценивается как «цуки-ари».
3. Если боец с «танто» выполнил приём заслуживающий «цуки-ари», и одновременно боец без оружия выполнил один из «тосю-ваза» выше чем на «юко», тогда предпочтение отдаётся «цуки-ари».

Нарушения («нансоку»)

Нарушения бывают трёх видов:
- проигрыш («хансоку-макэ»),
- предупреждение («чюй»),
- замечание («сидо»).
Судья считает за нарушения следующие случаи.
1. «Хансоку-макэ» (проигрыш) считается:
• Если боец выполнил приём, который угрожает жизни противника, особенно
подвергается опасности удариться головой. Например, при ударе в фронтальную часть
тела («сёмэн-атэ») или ниже пояса («гэдан- атэ») и т. д., и одновременно хватает
за ноги или подбивает противника.
• Если нанесена противнику или себе травма, не позволяющая продолжать поединок.
• Если боец получил предупреждения («чюй») и замечания («сидо»), которые в сумме составляют 4 балла («тэн»).
2. «Чюй» (предупреждение) считается:
• Если боец (сам или противник) не готовы к дальнейшей защите («укэми»), выполняет «кансэцу- ваза», падая. При приёме «маэ-отоси» (бросок вперёд) разрешено только стоять. (Если выполнять сидя то очень опасно.)
• Когда боец в своих приёмах использует суставы пальцев, шеи или ног противника.
• Когда боец умышленно сильно ударяет при приёме «цуки-ваза» или «атэми-ваза».
• Когда боец выполнил приём, который не описан в пункте «Порядок поединка» например, используя технику дзюдо или борьбы и т. д.
• Когда боец не послушался указаний судьи, касающихся безопасности.
3. «Сидо» (замечание) считается:
• Когда боец без оружия не посторонившись («тай-сабаки») от «танто» противника, приблизился. (Запрещено игнорировать правила борьбы.)
• Когда боец без оружия не принял «сидзэн-тай», который сихан Томики установил.
• Когда боец с «танто» при защите от противника уцепился за противника или обхватил его, положив свой «танто» под мышку, или согнувшись, становится на колени на «татами». Или когда он ударил своим «тэгатана» или «сётэй» (запястье) в опасную часть тела, особенно в лицо.
• Когда боец с «танто» выполнил приём «каэси-ваза» перед тем, как его схватили за руку.
• Когда боец с «танто» атаковал, держа нож за лезвие. Или же когда его схватили за руку, и он не освободившись («ридацу»), в тот же миг выполнил «цуки-ваза». (Это правило для предотвращения опасности)
• Когда боец с «танто» умышленно или нечаянно уронил «танто» из рук, или когда боец без оружия пытается отнять «танто». И когда боец с «танто» подвергаясь правильному приёму противника, потерял «танто».
• Когда боец схватил за «доги» противника.
• Когда боец не старается бороться и умышленно или нечаянно уходит с площадки.
• Когда боец нанёс ущерб личному достоинству противника или кричал.
• Когда боец сидит, уходит с площадки или совершает какой-то поступок, который прерывает поединок, не попросив прошения у судьи.
• Когда боец протестовал невоспитанно против решения судьи. Определение оценки
• Баллы распределяются так: «иппон»= «4 тэн» (4 балла), «ваза-ари»= «2 тэн», «юко»= «1 тэн», «цуки-ари»= «1 тэн»
• Баллы каждого нарушения идут в счёт противника следующим образом: «2 сидо»= « I чюй»= « I тэн». «I чюй»= «I тэн», «хансоку-макэ»= «8 тэн»
• Если поединок окончился по «хансоку-макэ», то боец не нарушивший правило считается победителем («фусэн-гати»), и получает «8 тэн», а нарушитель— ноль.
• Если одному или двум бойцам по неизбежным причинам нанесена травма, не позволяющая продолжать поединок, судья объявляет «итами-вакэ». Тогда сразу определяют победителя по их тогдашним оценкам, но, если участники получают одинаковую оценку, то объявляют «хикивакэ» (ничья).

«Итами-вакэ», «хансоку-макэ» и т. д. считаются в следующих случаях:

1. Случаи неизбежных причин, по которым бойцу нанесена травма, не позволяющая продолжать поединок.
• Если одному из бойцов нанесена травма и объявлен «итами-вакэ», тогда бойцу без травмы, даже если он проиграл, в индивидуальном соревновании дают право участвовать в следующем поединке.
• Если двум из бойцов нанесены травмы и объявлен «итами-вакэ» и оба не могут участвовать в следующем поединке, то в индивидуальном соревновании противник следующего боя считается победителем («фусэн-сё»). А в командном соревновании запасные бойцы могут участвовать вместо них. (В каждой команде есть два запасных.)
2. Случаи, когда травма, не позволяющая продолжать поединок, нанесена противником умышленно:
• Если бой не может продолжаться, то виновник этого получает «хансоку-макэ» (проигрыш), а другой боец— «хансоку-гати» (победа). Боец, получивший «хансоку-макэ», ко всем следующим боям этого соревнования не допускается. О том, будет ли он участвовать в боях следующих соревнований, ассоциация отдельно решает этот вопрос.
• Боец, получивший в прошлом бое «хансоку-гати» и имеющий травму не позволяющую ему продолжать участвовать в следующем бое, то противник не состоявшегося боя получает «фусэн-сё». В командном соревновании запасной боец вместо него может участвовать.

Оценки победителя

1. Сумма оценок первого и второго раунда является результатом, по которому определяют победителя.
2. Если бойцы набирают одинаковое количество баллов, то предпочтение отдаётся тому у кого больше высших оценок («юсэй-но-хантэй»): то есть, в решении этого вопроса всегда высшая оценка имеет преимущество над низшей, и располагаются следующим образом.
• «иппон»,
• «ваза-ари»,
• «юко».
• «цуки-ари»
3. Если и «юсэй-но-хантэй» не даёт результата, тогда победителя определяют по незначительным перевесам в счёте («кинса-но-хантэй»), то есть учитывается:
• Число приёмов, близких к «юко»
• Число «сидо»
• Общие оценки поединка: поза, «тай-сабаки», активность, достоинство и т. д.
4. Поединок может окончится раньше положенного времени, и объявлен победитель («кордо-гати») в следующих случаях.
• Когда уже в первом раунде разница в счёте «8 тэн».
• Когда во втором раунде разница в суммарном счёте «12 тэн». Судья
• Против решения судьи никто не может протестовать, кроме главного судьи.
• Судья должен управлять соревнованиями и внимательно следить за ними и справедливо определить победителя.
• На соревнованиях присутствуют судья и его помощники. Число помощников определяется правилами, установленными накануне соревнований.
• Судья, стоящий к «сёмэн» на площадке, обладает всеми полномочиями в управлении соревнованиями. А помощники судьи, стоя в удобном месте, помогают ему.
• Выбор победителя производится судьёй и помощниками. Правила для судьи
• На соревнованиях имеют место три метода: двухсудейская система, трёхсудейская и четырёхсудейская.
• Когда принимается двухсудейская система, судья и помощник должны судить без флага, стоя друг против друга и постоянно передвигаться.
• Когда принимается трёхсудейская система, два помощника, держа красный флаг в правой руке и белый— в левой, стоят за противоположными углами площадки напротив судьи. Помощники стоят или сидят, заранее оговаривается с судьёй.
• В четырёхсудейской системе специальный закон определяет поведение всех его членов.

Судейское жюри и главный судья

• На соревнованиях весь судейский состав организуют жюри. Главный судья назначается начальником отдела судейства данной ассоциации.
• Если на соревнованиях после объявления «хантэй» один из судей сомневается в правильности решения, он может после обсуждения с главным судьёй исправить «хантэй». Управление соревнованиями
• Судья, констатировав поклоны бойцов, держа правую руку «тэгатана» перед грудью, объявляет «хадзимэ» (начало поединка), выступая на один шаг и вытягивая руку чуть поднимая её (до уровня лица).
• Когда происходит необходимость прервать поединок, судья должен сразу объявить «матэ» (ждать), и заставить бойцов вернуться на линии старта. Главная задача— полностью остановить поединок, для чего он может втиснуться между бойцами или прикоснуться к ним.
• Если боец покидает площадку, судья может прервать поединок, объявив «матэ», и заставить его вернуться на линию старта.
• В случае недостаточной ширины зоны безопасности, а бойцы находятся "в застое", судья может объявить «матэ», и перевести их в центр площадки, сохраняя их положение.
• Если боец выполняет приём, создающий опасное положение, угрожающее травмой, судья должен сразу прервать поединок, объявив «матэ», и поддерживать безопасность.
• В случае, если боец не прекращает действие, угрожающее травмой, после того, как получил «сидо» или «чюй», судья может объявить ему «хансоку-макэ», даже если его действие не соответствовало пункту «Нарушения» (1)
• После того, как судья остановил поединок объявлением «ямэ», он должен объявить окончание раунда, сказав «соремадэ» (до данного момента).

Поведение судьи при «хантэй»

1. Когда необходимо прервать поединок или прекратить его, судья обязан вернуть бойцов на линии старта, и используя определённую терминологию и движения, объявить судебное решение (хантэй). В случае продолжения поединка, объявляется «хадзимэ».
• «Иппон»: стоя прямо и произнося «иппон», поднять высоко вверх прямую руку в сторону соответствующего бойца.
• «Ваза-ари»: произнося «ваза-ари». поднять прямую руку (под 90° ) ладонью вниз в сторону исполнившего приём.
• «Юко»: то же самое, как «ваза-ари», но рука под 45°, произнося «юко».
• «Цуки-ари»: стоя прямо, поднять вверх прямую руку в сторону выполнившего приём, произнося «цуки-ари».
• «Фудзюбун»: если применённый приём не засчитывается, то судья должен два раза скрестить опущенные руки, произнося «фудзюбун» (недостаточно).
• «Муко»: если применённый приём не соответствовал данным правилам или боевому духу, то судья должен скрестить «тэгатана» перед грудью, и одновременно произнести «муко».
2. Помощники обязаны демонстрировать своё судебное решение о выполненном приёме до тех пор, пока не будет замечены судьей.
3. Когда помощник демонстрирует своё решение, но поединок прерывается замечанием судьи «матэ», то помощник должен продолжать свою позу до объявления «хантэй» судьёй.
4. Если боец выполнил приём, соответствующий на «юко» или «ваза-ари», и существует возможность выполнить более сложный приём, то судье запрещено останавливать поединок и необходимо продолжать позу соответствующую «хантэй».

В случае разногласия «хантэй»

1. В двухсудейском случае
• «Хантэй» судьи предпочитается суду помощника.
• Если выполненный приём был не замечен судьёй, тогда принимается решение помощника.
• Если решение помощника не устраивает судью, тогда он может продолжать поединок, не прерывая его, показывая помощнику позу «фудзюбун».
1. В случае трёх судейской и четырёх судейской системы, судья и помощники имеют равные голоса, и судья должен соглашаться с решением большинства голосов. Однако, если бы судья был не согласен с решением помощников, он может позвать их на обсуждение. Но, в конечном итоге, решение выносится, всё- таки, большинством голосов. (В случае непринятия решения, последнее слово остаётся за судьёй.)
2. Если во время поединка у помощника возникло решение остановить поединок, то он обязан сообщить об этом судье соответствующей позой, посте чего объясниться с судьёй. Поведение судьи при вынесении решения о присуждении победы и проигрыша и замечаний о нарушениях.
• Объявление победителя, после возвращения бойцов на линии старта, совершается как и «иппон», произнося «ака (сиро) -но-качи». Затем судья констатирует поклоны бойцов.
• Объявляя «хикивакэ» и «итами-вакэ», судья, после возвращения бойцов на стартовые линии, опускает поднятую вверх правую (прямую) руку «тэгатана» до горизонтального положения.
• Объявление «хансоку-макэ», после возвращения бойцов на линии старта, совершается обращением к нарушителю с объяснением причины, после чего объявляется с произношением «ака(сиро)-но-качи».
• Объявляя «чуй», судья поднимает руку вверх, указывая указательным пальцем в сторону нарушителя. Объявляя «сидо», судья, опушенной рукой указывает указательным пальцем в сторону нарушителя.

Командные соревнования

• Как правило, команда состоит из пяти бойцов и трёх запасных, но возможны изменения.
• Победителем становится команда, получившая большее количество побед в одиночных соревнованиях.
• Победителем каждого поединка становится набравший большее количество баллов, но в случае ничьей, победитель выбирается по «юсэй-но-хантэй» (превосходство), но не по «кинса-но-хантэй» (незначительная разница).
• Если обе команды имеют равное число победителей, то сравнивая количество набранных баллов бойцами команды, выбирается победитель. Но если и это не даст определённого результата, (например, количество баллов одинаково), то победа присуждается по «юсэй-но-хантэй». Но если и это не решит вопроса, то необходимо устроить один дополнительный поединок между представителями команд, победа в этом поединке присуждается по количеству баллов, и в крайнем случае по «кинса-но-хантэй».
• Соревнования проводятся любой системой: лигу, турнир, а также, смешанную.
• В системе лиги, если число побед команд равняется, то места между ними распределяются, учитывая: 1) количество побед, 2) сумма баллов каждого бойца, 3) сумма баллов по «юсэй-но-хантэй». Права бойцов и долг зрителя
• Когда боец чувствует, что поединок не гарантирован безопасностью, или сомневается в справедливости, он может протестовать против судьи, как правило, через представителя его команды.
• Зрителям запрещено ругать судью или бойцов.
• Зрителям запрещено выходить на площадку, за исключением просьбы судьи, а также запрещено давать бойцу на площадке напиток и т. д.
• Зрителям запрещено нарушать законы поединка, например, сообщать бойцу оставшееся время и т. д. Комиссия по распоряжению
• Данная комиссия, которая помогает судье, состоит из регистратора, контролёра времени и вызывающего.
• Как правило два регистратора обязаны писать на доске объявлений баллы бойцов, подсчитывая их на основе каждого судебного решения. И одновременно они должны записывать их на бумагу для регистрирования, и сохранять её до конца соревнований, пока комиссия по регистрированию не соберёт её.
• Как правило, один контролёр времени обязан проверять время и сообщать судье окончание поединка. Во время перерыва в поединке, он должен остановить часы и поднять руку вверх, чтобы показать это.
• Один из регистраторов совмещает должность вызывающего, то есть, перед поединком, заранее, должен вызвать бойцов по очереди, сообщая их имена в зале.

 

:: Содержание :.



::Это интересно :.
 
^Вверх : Главная : События : Мастера : История : Техника : Контакты : Друзья : Тренер
All Right © 2008 Tomiki aikido in St.Petersburg
Рейтинг TopSport Rambler's Top100
Hosted by uCoz